Соционический «Клуб-16»

socionik.com.ua © 2006-2018

Многогранность конфликтных отношений

Поговорим о конфликтных отношениях, а точнее рассмотрим их комплексно. Дело в том, что для большинства людей конфликтные отношения сводятся к наложению базовой функции на болевую: конфликтёры самой своей сутью оказывают давление на нас, самим подходом к жизни вообще, тем, что является основой их существования. Это действительно является основой конфликтных отношений, но функций не просто так 8. Негатив тоже разнообразен и многогранен, и конфликтные отношения проявляются во взаимодействии всех функций, что мы сегодня и рассмотрим.

Ролевая – творческая.
В нашем восприятии конфликтёр свободно и гибко распоряжается тем, чем мы стремимся показать себя другим людям, обществу. Это немного напоминает эффект отношений суперэго, когда накладываются болевые и творческие, то есть кажется, что человек легко и непринуждённо вертит тем, что у тебя не получается и вызывает паршивые ощущения. Но из-за того, что речь идёт именно о ролевой, очень примешивается взаимодействие с окружением и вообще то, как мы себе представляем взаимодействие с другими людьми. Поведение конфликтёра по творческой кажется непредсказуемым, подчёркнуто непостоянным, и мы часто думаем, что конфликтёр наш этим бросает вызов обществу, постоянно, в каждом действии. Именно взаимодействие ролевой и творческой создаёт недоверие в отношениях конфликтёров, а также делает их проблемой для коллектива, когда сложности отношений двух людей портят отношения для всех вокруг.

Например, для Максима Горького с ролевой Белой Этикой творческий БЭшник Гек выглядит непоследовательным и непонятным в отношениях с людьми и взглядах на жизнь. Сам Максим бывает гибок в отношениях, даже очень изменчив, но для него изменения в отношениях вытекают из того, что ты хочешь показать другим людям, и действия Гексли, чьи знакомства и контакты подчиняются практически только представлению о потенциале и «интересности людей», а взгляды на жизнь зачастую трансформируются под конкретные задачи, кажутся Максиму нелогичными: в восприятии Максима Горького Гексли – это человек, который вообще не думает, как он выглядит в глазах других. Аналогично для Гексли с ролевой ЧС творческий ЧСник Максим будто не думает, что думают другие люди о нём: Максим оказывает давление на людей и изменяет пространство в соответствии со своими целями и потому что считает, что что-то не вписывается в систему (базовая БЛ), а Геку кажется, что Максим постоянно и невпопад показывает себя слишком крутым.

Или другой пример — взаимодействие Достоевского и Жукова. Ролевой Белый Логик Дост стремится к тому, чтобы люди вокруг видели, как он логичен, как управляет логическими последовательностями и системами, как может лавировать между разной логикой, разными правилами, а если не стремится – считает, что от этого зависит мнение большинства окружающих о нём. Жуков, который с творческой БЛ вертит логическими системами на пути к своим целям (чаще всего – к контролю пространства по базовой ЧС), видится Досту непоследовательным и не осознающим, как нужно нравится другим людям, поэтому, кстати, Досты нередко видят Жуковых аморальными или беспринципными людьми даже в ситуациях, к которым мораль или принципы вообще отношения не имеют. Аналогично и ролевому ЧИшнику Жукову творческая Чёрная Интуиция Доста кажется не вписывающейся ни во что: в быту Жуков обычно видит Доста таким человеком, который всегда может что-то придумать и скорее всего уже что-то придумал, но принципиально и демонстративно не рассказывает, потому что всех не любит.

Внушаемая – фоновая.
Фоновая не просто так является четырёхмерной функцией, можно сказать, она определяет наше сознание и составляет основу нашей жизни не меньше, чем базовая, но с одной БОЛЬШУЩЕЙ оговоркой – она практически не осознаётся, и конкретного акцента по этой функции мы не делаем, практически не можем действовать направленно. Хочешь не хочешь, а внушаемая неизбежно тянет нас к людям, которые, как нам кажется, смогут удовлетворить наши потребности, и именно фоновая конфликтёра вызывает к нему симпатию, заставляет к нему тянуться. Всё относительно хорошо, когда конфликтёры просто наблюдают друг за другом или просто находятся в одном жизненном пространстве, но если между ними завязываются отношения, начинаются проблемы, причём чем ближе отношения, тем больше эти проблемы. В близких дружеских, родственных и романтических отношениях конфликтёр воспринимается примерно так: «Ты МОЖЕШЬ это сделать, но НЕ ХОЧЕШЬ это делать КОНКРЕТНО ДЛЯ МЕНЯ, а значит — ты меня не любишь (не жалеешь, разве я немного не красив???).» Попытки же прямо понять проблему, «вытянуть» удовлетворение для своей внушаемой вызывают у конфликтёра недоумение или даже жалость.

Например, внушаемые БСники Дон Кихот практически все признают, что Драйзер обычно лучше приспособлены к быту и легче создают комфорт, замечают, что их фоновая БС меньше требовательна к чему-то, чтобы работать, в то время как сами Доны с внушаемой БС могут «сбиться» в чисто осязаемых процессах (если сами их направляют) от какой-то фигни. Дон неизбежно «примеряет», как Драй может о нём позаботиться, помочь, научить чему-то, что может дать комфорт и сделать жизнь лучше. В результате затем Доны часто чувствуют себя обманутыми: из-за отсутствия осознанного акцента у фоновой БС, Дону в близких отношениях обычно кажется, что Драй воспринимает его, как предмет интерьера. У Драя похожие впечатления от фоновой ЧЛ Дона: Драй замечает, что Дон (во всяком случае зрелый и не тупой) заполняет свою жизнь большим количеством разной деятельности, Драю это нравится, но чем ближе отношения и больше взаимодействия, тем больше Драй не понимает – почему Дон не делает что-то полезное (с его, Драя, точки зрения).

Ограничительная – активационная.
Это наложение функций позволяет паре конфликтёров пройти через экстремальную ситуацию, по крайней мере, ситуацию, которая создана «извне», то есть если это не проблемы их взаимодействия. В сложной ситуации ограничительные функции «включаются на полную», и конфликтёров через их активационные это мотивирует, подстёгивает. Но «в обычном режиме» ограничительная функция практически только наблюдает, критикует и ставит рамки, и мотивации по активационной это никак не способствует. Конфликтёр по своей ограничительной стремится дать критику, которая позволит другому человеку быть лучше, но носителя активационной это угнетает, ему не хватает мотивации, носителю ограничительной кажется, что его конфликтёр ленивый тюфяк, критики становится ещё больше – и так по кругу. Это всё равно, что пытаться соединить европейскую розетку и китайскую…тоже розетку: мало того, что они в принципе друг другу не подходят, так обеим ещё нужна какая-то своя вилка, чтобы нормально работать. Кроме того, поскольку ограничительная включается в сложных ситуациях, попытки других людей получить по этому аспекту информацию кажутся нам желанием создать проблемы.

Для примера пара Габен-Гамлет. Габен и Гамлет по ограничительным ЧС и БЭ способны подстегнуть друг друга в ситуации, когда обоим что-то сильно не нравится, но в обычных ситуациях они, в основном, портят друг другу самооценку. Гамлетам даже адекватные умные Габы часто кажутся невежливыми, холодными, даже бестактными, если Габен и Гамлет пытаются наладить близкие отношения, это портит Габу самооценку и отбивает желание вообще эти отношения налаживать. По ЧС Габ постоянно думает, что Гамлет всегда не там, где нужно, что Гамлет не понимает границ, которые нельзя переходить (в том числе границ личного пространства), и таким образом может негативно повлиять на мотивацию Гамлета. А желание Гамлета видеть управление пространством по ЧС и желание Габена видеть, как меняются и строятся отношения, и как в них появляется что-то новое и/или интересное воспринимается ими друг в друге не иначе, как провокация.

Возникает вопрос – что же, блин, с этим делать?
Исходя из вышеописанного сгладить конфликтные отношения можно так:
— Нужно понимать границы личности и ТИМа, кроме всего, о чём мы сегодня говорим, есть наши личные качества, и для начала важно в конфликтёре их понять. Если кроме ТИМичных особенностей в конфликтёре Вы больше ничего не уловили, от этого человека действительно стоит держаться подальше.
— «Мостиком» между конфликтёрами может служить третий ТИМ – дуал одного из конфликтёров, для другого он будет квазитождом.
— Как это ни странно звучит, даже если мнение другого человека о Вашем конфликтёре лучше, чем Ваше собственное, лучше его не учитывать – это уменьшит влияние на отношения конфликтёров Ваших представлений о том, как нужно показывать себя другим людям.
— Конфликтёру нужно верить, если он прямо говорит, что не понимает о чём речь, и если Вам от конфликтёра что-то нужно, покажите, что хотите, наглядно – на практике конфликтёры друг друга лучше понимают не на словах, а на картинках, жестах, гифках, видеопримерах и так далее. Возможно, наскальные рисунки придумали первобытные конфликтёры :3
— Даже если лично Вы очень закрытый человек, в построении отношений Вам пригодится помощь третьего человека. Оговариваюсь, не мнение (см.выше), а помощь. В отношении конфликтёров можно прислушаться к советам, что делать, если не будете прислушиваться – что из этого хорошо, а что плохо.

Как говорилось в начале, конфликтные отношения очень многогранны, и понимание этого, во-первых, очень интересно и показывает, насколько глубока и многообразна сама соционика, даже в описании негатива, а во-вторых, это просто полезно знать и понимать, ибо мы все так или иначе взаимодействуем с конфликтёрами в разных ситуациях.

Артём Охотников — Соционическая школа «Ray of light»

Конфликтные отношенияОхотников

Предыдущая новость

Следующая новость