Соционический «Клуб-16»

socionik.com.ua © 2006-2018

Почему мы сомневаемся в своем ТИМе?

«Вся наша жизнь театр и немного маскарад.»

Тип информационного метаболизма у каждого человека один, и в течение жизни он не меняется, от него зависит очень многое в нас, в том числе и в нашем поведении. Однако, даже если отвлечься от стереотипных представлений, мы часто ведём себя так, как теоретически «должны» вести себя представители других ТИМов. Происходит это по ряду объективных и не очень причин.

1. Отыгрыш.
Отыгрыш – это не когда человек играет другой ТИМ специально, нет. Это когда человек протипирован или протипировался сам неверно, то есть человек верит (или хочет верить) в то, что принадлежит к ТИМу, маску которого надевает. В этом случае искренность, честность, с которой человек доказывает и показывает, что он именно такого типа, а не другого, может смутить даже опытных типировщиков, не говоря уже о просто увлекающихся. Стоит помнить, что человек изображает другой ТИМ… в соответствии со своим ТИМом, на чём его и можно «словить». Например, среди Гамлетов есть тенденция типировать себя в Бальзаков, при этом, если сказать такому Гамлету, что он не Баль, то его возмущение будет истинно Гамовским 🙂 Ещё влияет и разница между реальностью и стереотипными представлениями, отыгрыш это изображение не ТИМа, а того, как человек его себе представляет, а потому отыгрыш часто выделяется стереотипностью и очевидностью.

2. Соционическая акцентуация.
В соционике под «акцентуацией» понимается своеобразный налёт другого ТИМа, появившийся в результате общения с его, другого ТИМа, представителями. При этом на то, у кого черты ТИМа перенимать, влияет воспитание. Люди воспитанные по принципу «надо — не надо» перенимают черты тех, кто их воспитывал, воспитанные по принципу «хочу — не хочу» перенимают черты ТИМов тех, кого любят, а воспитанные по принципу «хорошо-плохо» считаются маловосприимчивыми к акцентуациям и фактически накладывают поверх свой же тип. Соционическая акцентуация неглубока, не затрагивает сами функции, ценности, интертипные отношения. Но при этом людей, у которых таких акцентуаций нет, практически не бывает.

3. Ролевая функция.
Третья функция в ТИМе, ролевая, во многом изображает то, чего нет, фактически она сама по себе – маска. Часто самого человека вводит в заблуждение его собственная ролевая и он начинает верить в её силу. Из-за этого люди часто типируют себя в деловиков или супер-эго, и искренне веря, ведут себя соответствующе. Однако такие маски редко держаться долго, просто потому что столкновение с суровой реальностью обычно быстро даёт понять, где сила, а где слабость, иногда с тяжёлыми последствиями для самого носителя этой маски. Больше всего эта проблема актуальна для незрелых личностей, которые зависят от мнения общества и в принципе много врут.

4. Желание понравиться.
Бывает так, что человек привлекает наше внимание, нам хочется ему понравиться, и мы стараемся вести себя так, как этому человеку бы от нас хотелось. К соционике это имеет опосредованное отношение, но ведь у человека, которому хочется понравиться, тоже есть ТИМ, и он влияет на вкусы и предпочтения. Поэтому попытка понравиться кому-то часто превращается в маску дуала или активатора этого человека.

5. Сознательная игра.
Бывает намного реже, чем кажется и не поддаётся однозначному описанию: люди могут изображать свой ТИМ ради эксперимента, чтобы не приставали дуалы (да-да, бывает…), чтобы проверить что-то в себе и других и т.д. Сознательная игра бывает очень талантливой, но играть не веря невозможно долго. А потому сознательную маску с человека обычно снимает обыкновенная усталость.

В конце хочу подчеркнуть, что в принципе некорректно говорить о соответствии поведения какому-либо ТИМу, такого соответствия нет. Ведь соционика изучает не поведение, а сам процесс обмена информации, механизм её переработки в человеке. Поведение от этого механизма зависит не всегда и не напрямую.

Артём Охотников — Соционическая школа «Ray of light»

Охотников

Предыдущая новость

Следующая новость