Соционический «Клуб-16»

socionik.com.ua © 2006-2017

Признаки Рейнина

Признаки Рейнина

В этой статье мы рассмотрим Признаки Рейнина, которые помогут нам лучше определять и понимать функции, которыми наделен каждый человек.

Как известно, соционический тип определяется 4-мя дихотомиями (базис Юнга):

1. экстраверсия-интроверсия,
2. сенсорика-интуиция,
3. логика-этика
4. рациональность-иррациональность

Таким образом, все соционические типы можно разбить на 2 группы (по 8 типов в каждой) 4 раза:
 
8 экстравертов и 8 интровертов,
8 сенсориков и 8 интуитов,
8 логиков и 8 этиков,
8 рационалов и 8 иррационалов.

Однако, как показала практика, для верного определения типа определение 4-х признаков часто бывает недостаточно. Например дуал от конфликтера отличается всего одной дихотомией «рациональность-иррациональность».

Питерский математик Григорий Рейнин используя математические методы доказал, что кроме известного разбиения по 4-м признакам 16 соционических типов можно разбить еще 11-ю способами. С математическим обоснованием этого разбиения вы можете ознакомиться в его работе «Группа биполярных признаков в типологии К.Юнга».

Введение дополнительных признаков облегчило процесс определения типа.

Таблица признаков Рейнина

3434657687
Экстраверсия — экстраверты ориентированы на внешний мир, на объекты и их качества.

Интроверсия — интроверты ориентированы на взаимосвязи, между собой и внешним миром, а также между объектами.

Примечание. Признак экстраверсия/интроверсия может зависеть от признака рациональность/иррациональность. Иррационалы иногда проявляют признаки экстраверсии, рационалы — признаки интроверсии.

Сенсорика – сенсорики воспринимают материальную часть мира — вкус, цвет, размер и т.д. Такая информация воспринимается более медленно, но хорошо ими усваивается и сохраняется. С возрастом сенсорики становятся более опытными, «взрослыми».

Интуиция — интуиты лучше воспринимают нематериальную часть мира. Восприятие информации происходит настолько быстро, что это даже не осознается, однако такая информация может не задерживаться надолго в сознании.

Логика – логики оценивают мир с точки зрения правил, логических связей.

Этика – этики оценивают мир с точки зрения чувств, эмоций, переживаний своих и других людей.

Статика – статики воспринимают действительность как набор статических картинок (слайдов), которые могут быть не связаны непрерывным потоком изменений.

Динамика — динамики воспринимают действительность как последовательность событий.

Позитивизм — позитивисты, оценивая ситуацию, выделяют те качества, которые в ней присутствуют. Например: «Погода хорошая, небо ясное».

Негативизм — негативисты при оценке ситуации выделяют те качества, которые в ней отсутствуют. Например: «Неплохая погода, на небе — ни облачка».

Примечание. Психологи советуют в своей речи избегать употребления частицы «не», например, планируя какое-либо изменение в своей жизни, рекомендуется не перечислять те факторы, которые не хотелось бы видеть в будущем, а лишь те, которые желательны. По этой причине иногда негативисты следят за своей речью и тщательно избегают негативистских формулировок. Поэтому, не всегда можно сделать вывод, о том, что человек  позитивист, если он не проявляет признаков негативизма.

Квестимность — квестимы в разговоре склонны к диалогу. Речь квестима «многотональная», в ней перемежаются вопросительные и утвердительные интонации, рассказывая о чем-либо они могут задавать вопросы и сами же на них отвечать. Склонны отвечать вопросом на вопрос.

Деклатимность — деклатимы склонны к монологу. Их речь обычно звучит в одной тональности.

Примечание. Вертность оказывает влияние на проявление признака квестимность/деклатимность. Интроверсия усиливает квестимность, экстраверсия — деклатимность.

Тактика — для тактика важен путь, движение, последовательность его шагов и действий, при этом цель ставится неосознанно и может корректироваться.

Стратегия — для стратега важна цель, желаемое состояние. При этом путь к ее достижению выбирается неосознанно, и может меняться.

Конструктивизм — конструктивисты получают из внешнего мира фактическую информацию. Общаясь с человеком стараются избежать «эмоциональной подстройки» под его состояние. Для того чтобы пережить какие-либо эмоции склонны возвращаться к событию или месту, где они были вызваны, например, могут по нескольку раз перечитывать одну и ту же книгу.

Эмотивизм — эмотивисты стремятся получить из внешнего мира новые эмоциональные впечатления. При общении с человеком стараются ввести его в нужное эмоциональное состояние, либо самим подстроиться под состояние собеседника.

Рациональность – рационалы воспринимают мир согласно выработанному поведенческому сценарию. Они нуждаются в раскачке, с трудом реагируют на внезапно изменившуюся обстановку, стремясь в этом случае сначала дать ей оценку, а потом воспринимать.

Иррациональность – иррационалы воспринимают внешний мир непосредственно, без предварительной оценки. Легко ориентируются и подстраиваются к изменяющейся обстановке.

Процесс (правые) — эти люди не осознают себя отдельно от процесса, стремятся каждый процесс доводить от начала до конца не прерываясь. Максимально концентрируют свое внимание на процессе, с трудом отключаются от него и с трудом включаются в прерванный процесс.

Результат (левые) — Легко занимаются несколькими делами одновременно, переключаясь с одного на другое. Им сложно оценить насколько успешен процесс, поэтому они склонны подводить промежуточные итоги.

Уступчивость — уступчивые, реализуя свои интересы, объективно оценивают все необходимые для этого ресурсы и в случае нехватки ресурсов могут отказаться от какой-то части своих интересов. В совместных делах могут  «давать фору» партнеру, рассматривать встречные предложения.

Упрямость — упрямые  для реализации своих интересов и намерений изыскивают любые возможные ресурсы.

Беспечность — попадая или планируя новую ситуацию, используют только ту информацию, которая присутствует в этой ситуации, не опираясь на свой опыт. Считают, что все предусмотреть невозможно.

Предусмотрительность — в новой ситуации предусмотрительные предпочитают использовать весь свой опыт, в т.ч. и не относящийся к конкретной ситуации. Стремятся заранее предусмотреть ситуацию.

Рассудительность – для рассудительным нормальным состоянием является расслабленность, мобилизуются для выполнения какого-либо дела непосредственно в момент начала дела.  Им иногда бывает трудно мобилизоваться без внешнего стимула. Наиболее важным этапом любого дела считается процесс его обдумывания и обсуждения. Рассудительные ценят в работе физические условия и комфорт, могут отказаться от выполнения какой-то работы, если эти условия не на уровне, удовлетворяющем их.

Решительность – решительные всегда находятся в состоянии мобилизации, наиболее важным этапом считают момент принятия решения. По окончании дела им бывает трудно расслабиться без участия других людей или каких-то дополнительных стимулов, например, вечеринки по случаю окончания дела. Ценят в работе результат и могут ради этого поступиться удобством и комфортом.

Веселые (субъективизм) — В своих суждениях веселые опираются на то, что в любой ситуации нет единственно правильного варианта решения, склонны проводить дополнительную «сверку  понятий», предполагая, что под одним и тем же словом разные люди понимают разные вещи.  Веселые быстро могут сблизить психологическую дистанцию, минуя постепенные этапы сближения: знакомство, обмен информацией друг о друге.

Серьезные (объективизм) — серьезные предполагают наличие общих объективных закономерностей, не зависящих от субъективных мнений. Для сокращения психологической дистанции серьезным необходимо знать имя человека, какую-то другую характеризующую его информацию.

Примечание. model-7 и model-8, расположенные на месте третьей (ролевой) функции оказывают влияние на проявление признака «веселый/серьезный», особенно в части взаимодействия с людьми. Представители соционических типов Джек Лондон и Штирлиц благодаря model-7 в ролевой функции могут проявлять признаки «веселых», а Робеспьер и  Максим Горький, имея ролевую , могут проявлять признаки «серьезных».

Аристократизм — аристократы воспринимают человека как представителя какой-либо группы, класса, они часто используют такие выражения как «типичный представитель», «все они такие» и т.д.

Демократизм — демократы воспринимают человека через его индивидуальные качества, отношение к человеку у демократа не базируется на его принадлежности к какой-либо группе.

Подробнее о признаках Рейнина:
Результаты исследования, проведенного в в 2002-2003 гг. рабочей группой по соционике при лаборатории междисциплинарных исследований ИБиПЧ (Санкт-Петербург), в составе: Доспехов С.В., Егоров В.В., Егорова О.А., Иванов П.А., Казакова М.М., Ковалева А.Ю., Кочубеева Л.А., Малкова И.И., Мальская Е.Н., Миронов В.В., Овчинников Е.И., Стоялова М.Л.: Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.


Предыдущая новость

Следующая новость