Соционический «Клуб-16»

socionik.com.ua © 2006-2018

Ролевая функция

Поговорим о ролевой функции, её значении для ТИМа. Сразу скажу, что мы раньше много писали о ролевой функции и её активности, как о соционическом показателе незрелости конкретного человека, а также о взаимодействии ролевой и ограничительной функции в дуализации. Поэтому данные вопросы будут рассмотрены только в общих чертах в начале статьи, а затем мы рассмотрим подробно ещё одну грань работы ролевой функции, которая во многом раскрывает её смысл в работе ТИМа.

И всё-таки нельзя обойти вопрос зрелости человека, говоря о ролевой функции. Сама по себе ролевая – это функция так сказать демонстративного назначения, зачастую мы стремимся показать себя по ней лучше, чем мы есть; через эту же функцию наше сознание обычно трактует то, как люди выглядят в глазах общества, большого коллектива. В жизни чем человек более опытен, зрел, тем у него меньше желания быть демонстративным, в то время как незрелые личности намного чаще ставят абстрактное общественное мнение (и так сказать «понты») выше взглядов близких людей и даже себя. Поэтому чем более незрелым является человек, тем более выражена у него ролевая функция, тем активнее он себя по ролевой функции пытается показать. У хронически незрелых, неполноценных личностей выраженность ролевой даже перекрывает собственную базовую, из-за чего такой человек плохо влияет на практически всех людей вокруг себя, а сам не способен развиваться и взаимодействовать с дуалами.

В то же время, одни и те же вещи могут быть и ядом, и лекарством в зависимости от дозировки, количества: показателем незрелости является именно чрезмерно выраженная ролевая, из-за которой человек не использует свои сильные стороны, не руководствуется близкими ему по-настоящему ценностями, которые он может понять глубоко. Ролевая может проявлять себя и не чрезмерно, и это имеет значение для дуализации: в ней ролевая функция накладывается на ограничительную, а та является «фильтром» для ролевой функции. Дуал своим критическим подходом как бы отфильтровывает из информации, генерируемой ролевой функцией в стремлении показать себя, действительно стоящие вещи, таким образом, взаимодействие ролевой и ограничительной даёт поток адекватной, нужной информации в соответствующем поле.

Но ведь не может быть «демонстративный смысл» ролевой функции таким ограниченным, не так ли? Сам по себе демонстративный характер ролевой функции должен иметь свой смысл даже в отрыве от зрелости, и если звёзды горят на небе – значит, это кому-нибудь нужно. Ролевая не только стремится показать себя лучше, чем мы есть, но и показать что-то плохое, если мы считает, что у демонстрации есть смысл. Негативная демонстрация по ролевой функции как бы обратна её выраженности при ролевой – человек демонстративно уменьшает количество информации и взаимодействия по этому аспекту, показывает что-то негативное по ней, если в его восприятии можно изменить какую-то плохую ситуацию через демонстрацию: показать другим людям, насколько она плохая, насколько мнение самого человека об этой ситуации плохое. Рассмотрим несколько примеров.

Ролевая Чёрная Сенсорика (Дон Кихот и Гексли)
Доны и Гексли часто показывают плохое восприятие чего-то тем, что много думают и рассуждают (можно сказать – угрожают) о том, как сами покинут пространство, в котором что-то им не нравится. Именно эти ТИМы чаще других показывают негатив, говоря о своём уходе из коллектива, с места работы или учёбы, просто из какого-то пространства. Они же могут показать своё презрение и неуважение к человеку, демонстративно отказавшись от силового противостояния с ним («Ты не стоишь того, чтобы с тобой ругаться! И все это видят!»).

Ролевая Белая Сенсорика (Есенин и Бальзак)
Еси и Бали демонстрируют негатив к чему-то через уменьшение непосредственных осязаемых контактов. Могут демонстративно отдёргивать руки, останавливать руки других людей, желающих обняться или даже поздороваться, к этой же демонстрации относится и изменение внешнего вида, Еси и Бали могут создать очень сильный контраст неброского и подчёркнуто бесцветного внешнего вида с обычным своим обликом, чтобы показать, что что-то им не нравится. Подчёркиваю, речь идёт именно о негативной демонстрации по ролевой, то есть это не случай, когда ты отсаживаешься от человека, который тебе не нравится; это случай, когда ты отсаживаешься от человека, чтобы другие люди это увидели и восприняли, что он плохой и не нравится тебе.

Ролевая Чёрная Логика (Гюго и Гамлет)
Гюго и Гамлеты демонстрируют негативное мнение к людям и ситуациям, говоря об их непрактичности и бесполезности, часто напоказ ставят в вину людям их неорганизованность, если показать негатив к человеку важно по ситуации. Зачастую изменение отношения и взаимодействия с человеком для Гюго и Гамлета это «теперь ты человек, с которым не хочется иметь дело», особенно публично, в больших коллективах. Так же Гюго и Гамлет (сами не всегда понимая) показывают свой негатив к какой-то ситуации жалобами, что эта ситуация снижает их продуктивность и работоспособность.

Ролевая Белая Этика (Робеспьер и Максим Горький)
Робы и Максы негатив к ситуации или человеку подчёркивают демонстративно плохим отношением к нему, часто несколько свысока рассуждают в адрес человека (или какой-то ситуации в целом) о моральных принципах или поведении, которое противоречит любви или дружбе. Могут пригрозить разорвать отношения аналогично тому, как Доны и Геки по ролевой ЧС могут грозить уйти из непосредственно места или пространства. При этом ограничивается всё рамками демонстрации по ролевой БЭ: желая показать что-то плохое, Робы и Максы часто демонстрируют этический негатив даже людям, к которым в общем-то относятся вполне хорошо; при этом когда время показухи заканчивается, и нужно уже что-то менять или от чего-то избавляться, используются уже другие функции, даже если проблемы именно в отношениях.

Понимание этой негативной демонстрации по ролевой функции позволяет чётко видеть, насколько в восприятии человека всё хреново, ведь есть ограничительная функция, одной из сторон которой является как раз включение в действительно плохих, экстремальных ситуациях. Ролевая демонстрирует негатив, когда для нас всё не то чтобы плохо, а когда СТАНОВИТСЯ плохим, когда ситуация на пути к трындецу и, в нашем восприятии, ещё можно это предотвратить, показав другим людям, что есть негатив. Те же Гексли и Дон Кихот много думают и рассуждают по ролевой ЧС о том, что куда-то уйдут, покинут все места взаимодействия, если в их восприятии ситуация движется в плохую сторону; когда всё уже стало плохо, Дон/Гек может даже никуда и не уйти, но по ограничительной Белой Интуиции кардинально меняет распределение своего времени, чтобы выправить ситуацию. А у Дюма и Габена получается наоборот: негатив они демонстрируют по ролевой Белой Интуиции, демонстративно уменьшая количество уделяемого кому-то/чему-то времени и много говорят об этом, но когда ситуация становится реально паршивой, включается ограничительная ЧС, и Дюма/Габ уходит подальше от этого ужаса или даже применяет силу в короткой вспышке гнева. Аналогично у всех ТИМов по соответствующим функциям.

Надеюсь, эта информация будет полезна в понимании многих ситуаций, позволит вам по себе и другим людям понимать степень негативности, чтобы вовремя её сглаживать.

Артём Охотников — Соционическая школа «Ray of light»

ОхотниковРолевая функция

Предыдущая новость

Следующая новость